Каждый заплатит олигархам 50 копеек с покупки

Сегодня обязательная маркировка введена для алкогольной продукции и шуб, маркировка лекарств пока работает «в тестовом режиме».

Перечень вскоре пополнится — сюда обещают включить не только одежду, но и продукты питания, то есть платить «налог» россиянину придется буквально со всего — в каждом магазине и аптеке.

Распоряжением Правительства РФ №792-р вводится обязательная маркировка для целого ряда товаров. С 2019 года маркировать будут табачную продукцию, обувь, духи, шины и покрышки, одежду из кожи и много других товаров.

По какому принципу выбирались отрасли для маркировки на 2019 год, неизвестно. «Заявлялось, что в первую очередь будет введена маркировка для товаров первой необходимости, связанных со здоровьем и безопасностью нации. Как в этом перечне появились шубы — загадка», — говорит Наталья Костикова, эксперт по защите товаров от подделок.

Независимые компании в реализации распоряжения правительства участвовать не будут — выбран единственный оператор, собственником которого является один из самых известных и богатых олигархов в России.

Не было ни конкурса, ни тендера, оператор определен правительством. За каждую единицу промаркированного товара потребитель заплатит оператору «налог», сумму которого определит сам оператор и которая предположительно составит от 50 копеек до 2 рублей.

Купит старушка-пенсионерка в аптеке две коробочки лекарств, в магазине пакетик молочка и творожок — вот уже и уйдет олигарху от старушки 2 рубля «матпомощи». И это за один только день!

«Помимо озвученных 50 копеек с каждого кода, которые будут перечисляться оператору за обслуживание этой системы, производителям необходимо инвестироваться в покупку и обслуживание линий для нанесения маркировки, — продолжает Наталья Костикова. — Например, только одна линия для нанесения маркировки для фармацевтического предприятия оценивалась в 10 млн рублей. Чем больше предприятие — тем больше нужно линий. Плюс обслуживание, ремонт, расходные материалы на маркировку — все это дополнительные затраты, которые в будущем будут включены в стоимость продукции».

С критикой правительственного распоряжения на днях выступил глава Сбербанка Герман Греф. По его словам, неправильно отдавать всю государственную маркировку одной-единственной компании — ООО «Оператор-ЦРПТ» (Центр развития перспективных технологий).

Оборудование для маркировки также будет поставлять одна-единственная компания — «ТрекМарк». Греф считает, что услуги этой компании стоят слишком дорого. Такая нагрузка на бизнес может закончиться банкротством производителей,

заявил Греф.

Каков же смысл всей этой маркировки? По версии правительства, маркировка позволит защитить от контрафакта и усилить гражданский контроль: торговые сети не смогут реализовать непромаркированную продукцию, а покупатели сами будут через мобильное приложение смотреть, является ли товар, который они собираются приобрести, контрафактным.

Примером уже реализованного проекта является ЕГАИС, маркировка нанесена на каждую бутылку алкогольной продукции. Однако, согласно сводке новостей, полностью решить проблему контрафактного алкоголя ЕГАИС не помогла. Заголовки газет пестрят сообщениями об изъятых в магазинах партиях нелегальной водки и о накрытии очередных заводов по производству паленого алкоголя.

В Европе, которую наши законодатели хоть и не любят, но часто берут за эталон, подобной поголовной маркировки нет и в помине: существует отдельный строгий контроль за лекарствами, но, чтобы маркировать на государственном уровне такое огромное количество товаров, начиная от курток и заканчивая босоножками, ничего подобного нигде в мире нет.

Существует коммерческая маркировка товаров, когда известные производители пытаются защитить свою продукцию от подделок. Такие проекты реализуются там, где они действительно несут экономический эффект при их реализации. Поэтому коды маркировки на товары производитель наносит за свой счет и не лезет в карман к каждому гражданину.

Аделаида Сигида.

ТАСС/С. Бобылев

Источник: mirnov.ru