Штрафы на дорогах стали собирать частники

Карманы владельцев автомашин не дают покоя нашим регулирующим и направляющим органам.

Идеи на тему «как бы половчее обобрать лоха-водителя» сыплются как из рога изобилия который год подряд. О наиболее важных и вполне реальных новейших способах сравнительно честного отъема денег у водителей и их семей рассказывает «МН».

Фото- и видеофиксация серьезно пополнила карманы «коммерсантов» и покровительствующих им чиновников.

Бухгалтерия здесь несложная. Эксперты говорят, что каждый такой комплекс в столичном регионе за сутки в среднем фиксирует не менее сотни нарушителей скоростного режима. Частные камеры устанавливаются на основании госконтрактов между ГИБДД, региональным управлением дорожного хозяйства и юридическими лицами или ИП. Каждый комплекс подлежит сертификации, а персонал обучается.

Да, стоимость каждого комплекса достигает миллиона рублей. Но мы уже видим, что за два месяца затраты отобьются и придет приличная прибыль!

— А главное, ну какой смысл тратить бюджетные деньги, которых постоянно не хватает? — рассказал на условиях анонимности чиновник из Красногорского района. — Ведь частный бизнес, особенно свой, прикормленный, очень охотно заключает с нами контракты на оборудование дорог комплексами фиксации нарушений. Могут поставить на треноге стационарную, часто ставят мобильные камеры на крыше фургонов, их удобно перемещать на наиболее «рыбные» места.

А вот СМИ-расследователи сообщали, что, например, в Московской области одна из компаний, заключившая госконтракт, положит себе в карман с каждой штрафной квитанции 233 рубля.

Кстати, одна только эта компания по условиям договора планирует установить тысячу комплексов. И если каждый из них фиксирует и отсылает штрафы на сотню нарушителей в день… Не исключено, что суммы «вознаграждения» доходят до 23 млн рублей в сутки. От собранных штрафов бизнесмены получают или фиксированную сумму, как в приведенном примере, или оговоренный в договоре процент, как правило, более чем 20%. Но и этого с лихвой хватает на хлеб с икрой.

— Сбор налогов и штрафов, отданный в частные руки государством, всегда ведет к злоупотреблениям, — считают в Федерации автовладельцев России. Ее руководитель Сергей Канаев говорит: «У нас все эти камеры обслуживают люди, не имеющие отношения к МВД. Пересматривают ли зафиксированные нарушения сотрудники ГИБДД — это большой вопрос».

Здесь, как и во многих других организациях автомобилистов, требуют прекратить порочную практику, когда обслуживающие камеры коммерсанты получают процент с каждого оформленного штрафа. Ведь они сделают все, чтобы вал штрафов — правых и виноватых — только нарастал. До абсурда.

Частникам нельзя устанавливать камеры по своему разумению. ГИБДД им должна рекомендовать аварийные участки дорог, но любой автовладелец скажет, что камеры теперь — как грибы после дождя. И в населенных пунктах, и вне их. Незаконно штрафуют, например, при фиксации пересечения стоп-линии, хотя этой линии нет на дороге и в помине, штрафуют вплоть до несуществующих «разворотов в неположенном месте», «проездов на красный свет» и «выездов на встречку».

Симбиоз корысти коммерсантов и расчета чиновников дает чудовищные плоды, штрафные деньги заранее вписывают в местные бюджеты, и чем больше, тем лучше для чинуш и бизнесменов. Они кровно незаинтересованы в адекватной организации дорожного движения. А мы удивляемся, почему на дорогах сплошь и рядом намеренно формируются ситуации, вынуждающие водителей становиться нарушителями.

Автоэксперт Виктор Вольский говорит:

— Обжаловать штрафы крайне сложно. Это сделано специально, чтобы большинство автолюбителей платили деньги даже за те нарушения, которые не совершали.

Что в итоге? Боролись с коррупцией автоинспекторов на обочинах дорог, но взамен получили организованную коррупцию связки чиновник — коммерсант.

Верховный суд РФ недавно указал, что инспекторы ГИБДД должны доказывать факт нарушения правил дорожного движения и одной фотографии в спорных случаях недостаточно. При этом все сомнения в виновности нарушителя должны толковаться в пользу водителя. Главный принцип фиксации — бесспорность допущенного нарушения. Если на снимке нет четкого доказательства, то водитель не виноват.

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

ОСАГО опять дорожает

Рекордный всплеск автомобильных штрафов фиксируется в последние 2-3 года. Только за прошлый год было выписано 108 млн постановлений — на четверть больше, чем в предыдущем году. Обочины дорог уставлены камерами на треногах и на крышах фургонов. По России их насчитывается уже более 6 тысяч.

Понятия «либерализация рынка» и «индивидуальный подход к тарифообразованию», которыми оперирует российский Минфин, готовя реформу ОСАГО, не введут в заблуждение опытного водителя. Сегодня мы все должны быть настороже, потому что в воздухе веет давно знакомое настроение — опять будут грабить!

Недавние кризисы с выдачами полисов ОСАГО в ряде регионов заставили искать пути изменения системы автостраховок. Но явно не в сторону уменьшения стоимости полисов. До сих пор цена ОСАГО определяется исходя из базового тарифа: от 3432 до 4118 рублей. К тарифу применяются поправки на стаж и возраст водителя. На удорожание полиса влияло число страховых случаев. Это так называемый коэффициент бонус-малус, то есть скидки за безаварийную езду и надбавки за ДТП. На цену влияют регион регистрации владельца авто, а также мощность двигателя.

Теперь финансовые власти предлагают отменить два самых спорных коэффициента — изменение стоимости ОСАГО в зависимости от региона регистрации авто и мощности автомобиля. Вместо них Минфин предложил новые.

Страховые компании могут потирать руки в предвкушении еще более немыслимых многомиллиардных прибылей. Ведь по сути новой системы тарификации ОСАГО цену вам установят «индивидуально», то есть произвольно и явно по максимуму!

Итак, о чем речь.

Поправки к ОСАГО

Стоимость вашего обязательного страхового полиса будет существенно повышена, если страховщика не устроят:

1)  ваши навыки, стиль и характер вождения, признанные агрессивными. Это резкие ускорения, резкость торможения, скорость движения и прочие. Ущербность «отрицательных навыков», похоже, будут устанавливать на глазок. Кстати, длительность и частота использования машины тоже повлияют на цену полиса. Установят все это страховщики за счет специальных телематических устройств, которыми, похоже, заставят обзавестись всех автолюбителей. В общем, система ограбления дальнобойщиков «Платон» отдыхает;

2)  неоднократные административные штрафы в течение года, предшествующего заключению договора на новый срок. В первую очередь это штрафы за управление транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного); за проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика; за превышение скорости движения транспортного средства на величину более 60 км/ч; за выезд на полосу встречного движения. Однако нет гарантии, что страховщик не вздернет цену и за пару-тройку мелких нарушений и штрафов, которые за год наберутся практически у любого водителя, поскольку при наших дорожных условиях без нарушений может ездить только ангел.

Подготовил

Евгений Александров.

ТАСС/ИНТЕРПРЕСС/А. Кунилов

Источник: mirnov.ru