Ошибка инженера Моранди?

14 августа в итальянской Генуе обрушился автомобильный мост, построенный 50 лет назад архитектором Риккардо Моранди. 

Завалы разбирают до сих пор. Жертвами трагедии числятся более 40 человек, количество пропавших без вести и пострадавших измеряется десятками.

Предупреждения о том, что мост небезопасен, звучали еще за несколько лет до трагедии. В 2016 году преподаватель инженерного факультета Университета Генуи Антонио Бренкич назвал мост «инженерной ошибкой». Профессор заявил, что Моранди не смог точно подсчитать и оценить происходящие со временем структурные изменения усиленного бетона.

Архитектор Риккардо Моранди придумал строить мосты из своего запатентованного бетона, у которого потом выявились серьезные проблемы с коррозией. Его мост, построенный в Ливии, сейчас закрыт из-за угрозы крушения. Мост Моранди через реку Арно в Центральной Италии был снесен в 2011 году, а в 2015-м закрыли движение по четырехкилометровому виадуку Акрагас в Сицилии — в нем появились большие трещины.

Мост Моранди — десятый из обрушившихся за последние пять лет в Италии. Поэтому многие итальянцы связывают его крушение не с ошибками строителей, а с организованной преступностью, расцветавшей в стране полвека назад.

Мост был открыт в 1968 году в разгар криминального строительного бизнеса, когда правившие в то время христианские демократы вошли в сговор с организованной преступностью, получавшей от продажных политиков самые дорогие государственные заказы.

Взамен мафия обеспечивала кандидатам от этой партии голоса на выборах. На Сицилии три босса коза ностры получили почти все контракты на строительство государственного жилья с использованием самых дешевых и ненадежных материалов, находящегося сегодня в аварийном состоянии.

Трагедия в Генуе — знак беды для всей Европы. Вслед за итальянскими начнут рушиться мосты и в других странах Европы. Министр транспорта Франции предупредил, что сеть дорог в стране находится в критическом состоянии.

Последняя правительственная экспертиза показала, что треть шоссейных мостов требует ремонта. 15 мая рухнула поддерживающая стена виадука к северу-западу от Парижа, движение на шоссе А15 было закрыто в обоих направлениях.

Германский научно-исследовательский институт федеральных дорог обнаружил, что только 12,5 процента всех мостов находятся в хорошем состоянии. Многие из них были построены в 60-70-х годах без учета нынешней интенсивности грузовых перевозок. Пришлось запретить движение тяжелых грузовиков по некоторым ключевым мостам, на их конструкциях появились трещины.

Эксперты говорят о «фатальном состоянии германской инфраструктуры», хотя по европейским стандартам немецкие дороги находятся в относительно неплохом состоянии. Если таково состояние мостов в государстве с ведущей по величине экономикой мира, то что говорить о других странах Восточной Европы?

Мосты в 50-60-х годах прошлого века часто возводились из специального усиленного бетона, который, по словам экспертов, сохраняет свою твердость только на протяжении 50-60 лет, а дальше начинается неудержимое разрушение.

Николай Иванов.

REX/FOTODOM

Источник: mirnov.ru